Главная » Статьи » Общество » Навчання

Гуманитарное знание в XXI веке
Рассмотрение тенденций развития гуманитарного знания в XXI веке — задача сложная и потому, что само гуманитарное знание многогранно, необозримо, противоречиво, и потому, что тенденции развития в науке можно очертить лишь в самом общем виде, опираясь на экстраполяцию, моделирование, экспертную оценку некоторых черт и свойств, которые проявились уже достаточно ясно и в силу этого стали доступными для наблюдения и осознания. На деле же многие черты гуманитарного знания, которое мы сами или новые поколения ученых увидят через пять, десять, пятнадцать, пятьдесят и т. д. лет, сегодня совершенно не установимы, скрыты от нас.


Частью эти новые черты и свойства гуманитарного знания не известны в силу того, что материальная составляющая человеческого существования стремительно изменяется. Достоверно сказать, что войдет в повседневную жизнь людей уже через пять лет и какие социальные, психологические, антропологические последствия этого ожидаются, нельзя. Но это очевидное ныне обстоятельство — не единственное, которое следует учесть. Применение тезаурусного подхода к анализу современного гуманитарного знания показывает, что в интеллектуальном пространстве все время находятся какие-то фрагменты старых и даже древних знаниевых систем (тезаурусных конструкций), которые долго, иногда многие века могут находиться в запасниках коллективной памяти и никак не проявлять себя, но в переходные периоды вдруг становятся актуальными для человеческих общностей, обретают своих адептов — теоретиков и практиков, перемещаются в зону социальной нормы.

Так сливаются Будущее и Прошлое, преодолевая мимолетность Настоящего. Настоящее таким путем раздвигает пространство и время и составляет в каждый момент множество параллельных социальных, культурных, ментальных целостностей, нередко совершенно не похожих друг на друга и даже враждебных друг другу, но поставленных в один пространственно-временной контекст. В этом смысле, когда мы говорим об актуализации фрагментов ушедших, забытых знаниевых систем или о предполагаемом гуманитарном знании будущего, нельзя не видеть, что и то и другое не обладают в Настоящем первозданностью и неизменностью, они контекстуально и субъектно переконструированы.

В логике изложения мы идем от феномена ученого-гуманитария, от его функции демиурга — создателя знаниевых систем, которые оказываются существенными для трансформации картин мира и формирования ценностно-нормативной регуляции человеческой деятельности. Мы стремимся представить понимание человека как назначение гуманитарного знания и на этой основе охарактеризовать как перспективы человека, так и субъектные основы их осмысления в соответствии с социальным идеалом нашего времени. Этот подход предполагает обращение к жизненным траекториям ученых-гуманитарниев и их концептуальной трансформации фактов реальности.

Рассмотрение гуманитарного знания в меняющемся мире ведется через характеристику новых черт современного научного знания, в котором сильна тенденция перехода в область гуманитарных технологий и новых трактовок человеческого потенциала, а значит самих основ гуманизма. Из этого, в частности, следуют и новые процессы в различных гуманитарных науках, которые меняют и свою основную тематику, и исследовательские подходы, и критерии оценки достигнутого. В связи с развитием гуманитарных технологий обостренно стоит вопрос о «справедливом обществе» и в целом о принципе социальной справедливости



Источник: http://www.zpu-journal.ru/gum/
Категория: Навчання | Добавил: CHARISTA (19.12.2010)
Просмотров: 910 | Комментарии: 1 | Теги: наука, тенденции, ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Dilan • 19:28, 10.07.2012
A good many vlabulaes you've given me.
ComForm">
avatar